user_mobilelogo

Небольшой этюд о Ми-28Н.

 

Анализ войны в Афганистане четко показал, что армия нуждается в новом вертолете на замену Ми-24. Да и суппостаты приняли на вооружение вертолет огневой поддержки АН-64 "Апач". Был объявлен конкурс на создание вертолета нового поколения.

Конструкторское бюро им. Миля в 1982 г. представило свой проект Ми-28, по боевой эффективности ничем не уступающий конкурентам. Вертолет, вооруженный таким же значительным арсеналом что и Ми-24, существенно превосходил его по многим параметрам.

 

Двухместный боевой вертолет построен по классической одно винтовой схеме. Габариты позволяют перевозить его на военно-транспортных самолетах Ил-76 без разборки.

Максимальная взлетная масса – 12 100 кг;

длина – 16,9 м;

высота – 3,8 м;

диаметр главного винта – 17,2 м;

силовая установка – два газотурбинных двигателя мощность по 2200 л.с.;

максимальная скорость – 382 км/ч;

практическая дальность – 960 км;

динамический потолок – 5800 м.

 

В качестве основного вооружения на борту размещены управляемые ракеты противотанкового комплекса "Атака" и поворотная 30-мм скорострельная пушка. Это позволяет машине с максимальной эффективностью выполнять свою главную роль – истребителя танков.

Боевая нагрузка вертолета – 1200 кг, в том числе блоки неуправляемых ракет и авиабомбы различных калибров, контейнеры с авиационными скорострельными пушками.

Боевая живучесть обеспечена дублированием агрегатов с максимальным их разнесением и взаимным экранированием.

Применены защита более важных узлов менее важными, комбинирование разных типов брони. Выбор материалов и размеров конструкции исключают катастрофические последствия для вертолета при его повреждении в бою. Бронированные боковые и лобовые стекла держат попадание снарядов до 12,7 мм, кабина – 23 мм, т.е. это практически как хорошая БМП с точки зрения защиты. Несущий винт держит поражение лонжерона 20 мм и позволяет при этом лететь! С рулевым винтом такая же ситуация!

Система спасения экипажа позволяет летчикам выживать при достаточно жестких соударениях с поверхностью земли с вертикальными скоростями до 13 м/с.

Ни у одного вертолета в мире не было и нет столь мощной броневой защиты!

Ми-28 нельзя сбить из стрелкового оружия, это подтверждено наземными испытаниями.

В феврале 1984 года было принято решение о подготовке серийного производства.

Впервые новый истребитель танков Ми-28 был продемонстрирован на авиасалоне в Ле-Бурже в 1989 г.

При благоприятном стечении обстоятельств армия могла получить Ми-28 на вооружение еще 20 лет назад, однако этого не произошло. По результатам государственных испытаний было решено, что представленная на конкурс одноместная машина Ка-50 более перспективна. 

Но все-таки программа по Ми-28 была продолжена и предусматривала создание на первом этапе модернизированного дневного вертолета Ми-28А, а затем его ночного варианта Ми-28Н. Однако этим планам не суждено было сбыться, СССР прекратил существование, финансирование работ остановилось. Изменились взгляды на боевое применение вертолетов, обозначилось отставание от конкурентов, которые создали подобные машины и работали над их модернизацией.

В 1995 г. появилось техническое задание на облик вертолета, который может летать ночью, стрелять из укрытия и т.д. Все силы и финансовые средства милевцы направили на разработку ночного вертолета Ми-28Н. Машина, получившая название "Ночной охотник" стала ответом американскому летающему танку AH-64D "Апач Лонгбоу" корпорации McDonnell Douglas.

 

Учитывая что компоновка и конструкция Ми-28 отвечали самым современным требованиям, решено было разработать для вертолета лишь новую авионику. Модифицированный вертолет планируется как всепогодный круглосуточного применения с принципиально новым комплексом бортового оборудования пятого поколения.

Ночной охотник ничем не уступает Апачу, а по характеристикам боевой живучести существенно превосходит. Ми-28 – единственный наш боевой вертолет, который выполняет такой же пилотаж как и американцы: петли, бочки, перевороты и т.п.

Ми-28Н пилотируется в ручном и автоматическом режимах с огибанием рельефа местности на предельно малых высотах как днем так и ночью. Поиск, обнаружение и распознавание целей также происходят в ручном и автоматическом режимах. Одновременно для выполнения задания могут задействоваться группы вертолетов. При этом порядок уничтожения целей и их распределение между машинами осуществляется автоматически. 

Боевой ударный вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» производства холдинга «Вертолеты России» много лет проходил испытания и был официально принят на вооружение Министерством обороны РФ 22 ноября 2013 г.

При написании статьи использованы материалы телепередачи "Оружие ХХ века".