user_mobilelogo

Очень долго готовилась статья об этом музее, потому как все что нам рассказывал замечательный экскурсовод, к слову сказать, бывший военный летчик, было записано на диктофон.

Дабы не упустить ничего интересного я проделал небыструю работу по переводу аудиозаписи в текст.

Предлагаю окунуться в потрясающую атмосферу этого замечательного музея. Сразу предупреждаю, текста будет много.

Музей был открыт 29 апреля 1975 г. к 30-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне. Инициатором создания был в ту пору штурман Ермаков Юлий Николаевич, помощь ему оказал тогдашний командующий дальней авиацией Василий Васильевич Решетников, которому 23 декабря 2013 г. исполнилось 94 года!

В музее представлена символическая история зарождения авиации.

Эта история произошла в эпоху царствования Ивана Грозного. Холоп Никита прыгнул с колокольни на деревянных крыльях. Он остался жив, царь повелел отрубить голову этому выдумщику, а крылья сжечь после божественной литургии за связь с нечистой силой. 

 

А это история Крикутова, который якобы за 53 года до официального начала эры воздухоплавания (полета воздушного шара братьев Монгольфье, первыми аэронавтами были баран, петух и утка) сделал шар, надул его дымом, взмыл выше березы, ударился о колокольню, ухватился за канат, которым звонят в колокол и остался жив. Однако потом выяснилось, что все это было сфальсифицировано в пику братьям Монгольфье.

Александр Федорович Можайский — создатель первого в мире самолета. 

Вот так выглядит его самолет, сделанный по описаниям, чертежей не сохранилось. 

Из всех машин того времени, только машина Можайского дошла до стадии летных испытаний. А именно была попытка подняться в воздух. Сделали наклонный помост и под горочку механик разогнался, но поскольку двигатели были маломощные (один 20-ти сильный крутил два винта через ременную передачу и один 10-ти сильный паровой стоял в носовой части), машина не могла набрать скорость для отрыва и в момент отрыва самолет свалился на левое крыло и был разрушен. Этот полет не засчитали. 

 

А вот братья Райт 17.12.1903 взлетают на самолете собственной конструкции (модель выполнена в таком же масштабе). Это и является датой рождения мировой авиации. Совсем недавно исполнилось 110 лет этому полету.

 

Огнеслав Стефанович Костович занимался разработкой различных аппаратов, но остался в истории как автор изобретения материала, который сейчас мы называем фанерой.

 

 

После полета братьев Райт начинает развиваться самолетостроение, в первую очередь во Франции. Наши молодые люди, которые рвутся летать, едут учиться во Францию. В России своих самолетов тогда еще не строили, первый российский самолет взлетел только в мае 1910 г. —  в Киеве князь Кудашев поднял его в воздух. А во Франции уже вовсю летают. В 1909 г. французы через Ла-Манш перелетели. 

Первым русским летчиком считается М.Н. Ефимов, так как первым получил удостоверение (аттестат) летного образования за номером 31. Вторым был Попов. 

 

В 1911 г. был дальний перелет первых русских летчиков. Был назначен приз 10000 рублей тому, кто первым пересечет линию на Ходынском поле. 

С Корпусного аэродрома Санкт-Петербурга летят 9 самолетов и 4 пассажира. Полет оказался не очень удачным. Долетел только Васильев.

 

Петр Николаевич Нестеров – основоположник высшего пилотажа, впервые в мире выполнил мертвую петлю (9 сентября 2012 г. этому событию исполнилось 100 лет). К сожалению в России об этом мало кто вспомнил.

Нестеров же является первым человеком, который совершил воздушный таран. В начале Первой мировой войны австрийский Альбатрос летает над нашими позициями. Нестерову было велено отвадить его от полетов. А как отвадить? Пулеметов еще на ставили и Нестеров решает применить способ тарана. 

 

В Рязани жил летчик Ковтун Борис Иванович, совершивший 4 воздушных тарана и остался жив.

Вся дальняя авиация России начиналась с самолета Илья Муромец. Создал эту машину в ту пору студент Киевского политехнического института Игорь Сикорский. Увлекся авиацией, бросил институт, привез из Франции два двигателя, начал экспериментировать. 

 

Первоначально Сикорский намеревался построить геликоптеры, но попытки оказались неудачными и он переходит на самолеты. А к вертолетам он еще вернется когда эмигрирует в Америку. 

Первый самолет Сикорского назывался БИС-1 (БИС – Былинкин-Иордан-Сикорский) и не летал, так как двигатель был маломощным, но все его последующие машины летали. 

 

Сикорский стал завоевывать призы на различных соревнованиях, показательных полетах, конкурсах военных самолетов. Его заметили и в ту пору председатель общества Русско-Балтийского вагонного завода М.В. Шидловский решил расширить производство и приютил на своем предприятии авиационное отделение, на роль главного конструктора пригласил Сикорского. И тогда Сикорский выдвинул идею создания большого многомоторного самолета. В эту затею не верил никто кроме Шидловского. 

 

В короткий срок была построена машина, которая поначалу называлась «Грант», «Большой Русско-Балтийский», но по настоянию Шидловского переименована в «Русский Витязь». Сикорскому без защиты диплома присваивается звание инженера.

 

В августе 1913 г. во время очередного конкурса этот самолет стоял на летном поле, у заходившего на посадку легкого самолета «Меллер-II» отваливается двигатель и попадает на левую коробку крыльев «Русского Витязя», разбивает крыло и двигатель. Самолёт не стали восстанавливать, к тому же материал (дерево), из которого он был создан, успел отсыреть и вызывал сомнения в прочности. 

Да и на подходе был другой самолёт, который назвали «Илья Муромец» Он впервые взлетел в феврале 1914 года с 16 людьми на борту и собачкой по кличке Шкалик. Полет по окрестностям Санкт-Петербурга продолжался около 40 минут. 

Самолет получился очень удачным и военные сразу заказали для своих нужд 10 машин, разглядев в них бомбардировщик!

 

Для испытаний на дальних перелетах Сикорский решает лететь из Питера в Одессу через Киев. Делают плановую промежуточную посадку в Орше, но на взлете загорается двигатель. Механик, находившийся на борту, выходит на крыло с огнетушителем, тушит двигатель. Приземляются в местечке Копысь, на следующий день устраняют неисправность. О полете в Одессу уже не могло быть и речи, и решили лететь в Киев где были встречены как триумфаторы, а через месяц началась Первая мировая война. 

 

 

«Муромцы» участвуют в боевых действиях. Первоначально судьба этих самолетов складывалась не очень удачно. Хотели даже свернуть их производство ввиду высокой затратности для страны, ведущей войну. Однако Сикорский и Шидловский убедили царя в необходимости подчинения самолетов одному командиру и 23 декабря 1914 г. своим указом Николай II учреждает Эскадру воздушных кораблей — первое крупное соединение тяжелых машин. Командовать эскадрой было поручено Михаилу Владимировичу Шидловскому, одновременно ему присваивается звание генерала – это был первый российский авиационный генерал. 

 

Местом базирования эскадры назначают местечко Большая Яблонна севернее Варшавы в 40 км от линии фронта. 

 

Судьба Шидловского трагична, он был расстрелян в 1918 г. при попытке нелегально перейти финскую границу вместе с сыном. 

 

Всего было построено не то 79, не то 80 «Муромцев». Боевые потери во время Первой мировой составили один самолет, который в воздушном бою был атакован семью немецкими истребителями. 

 

После того как в 1923 г. «Муромцы» были списаны встал вопрос их замены. Была создана комиссия по тяжелой авиации «КомТА» и они создали машину с одноименным названием. Но самолет оказался очень неудачным и после первого же полета был забракован. Даже два двигателя по 240 л.с. не помогли этой машине нормально летать. 

 

Модель «Комты».

 

Начинает работать Андрей Николаевич Туполев и под брендом АНТ строит свои самолеты. 

 

Первый в России цельнометаллический самолет АНТ-2 был создан в бригаде Туполева. Этот самолет стоит в Монино.

 

В 1922 г. Туполев создает первый в мире тяжелый цельнометаллический бомбардировщик со свободнонесущим крылом, двигателем, расположенным по передней кромке крыла. 

 

Самолет назвали «Страна Советов» и в 1929 г. летчик Семен Шестаков совершил на нем перелет из Москвы по крупным городам Сибири. 

 

Далее в Хабаровске ставят на поплавки, 8 тыс. км. идут вдоль Курильской гряды над океаном, приземляются в США на военном аэродроме в Нью-Йорке. В честь этого перелета была выпущена марка и установлена мемориальная доска на входе в Нью-Йоркский аэропорт.

 

Американские специалисты подсмотрели в этом самолете ноу-хау и все свои суперпрочные машины строили именно по схеме, предложенной Туполевым.

 

В 1930 г. Туполев создает более мощную машину ТБ-3 (АНТ-6). 

 

Это был многоцелевой самолет, мог что-то нести под фюзеляжем, осуществлять транспортные перевозки, нести до 3 тонн бомб, десантировать парашютистов с крыла. В начальный период Великой Отечественной войны самолет использовался, но сбивали их массово, были они очень тихоходными и отправили их в тыл. Таких машин было построено 800 и потребовалось большое количество людей (клич «Комсомолец на самолет!»), 150 тыс. молодых людей пришло в авиацию. Начался массовый энтузиазм, устанавливается авиационная символика. 

 

В 1924 г. водится в обиход огромный флаг (сейчас называется флаг ВВС), с началом полета поднимался на флагштоке и опускался с окончанием полета. Устанавливается праздник День воздушного флота 18 августа, учреждается авиационный гимн (авиационный марш).

 

Самолет АНТ-20 (или Максим Горький) был агитационным флагманом эскадрильи, которая тоже называлась Максим Горький. 8-ми моторный гигант, 63 м размах крыла. В самолете находилась типография, которая могла печатать листовки прямо в воздухе и тут же их разбрасывать; были кинозал, буфет, библиотека. На этом самолете стоял первый советский автопилот.

 

 

В мае 1935 г. этот самолет выполнял полет над Москвой, на борту находились передовики производства с семьями. И вот другой самолет И-5 должен был лететь крыло в крыло, и хотя ему приказали просто лететь, он начал выписывать какие-то фигуры вокруг АНТ-20. В результате И-5 застревает в правом крыле «Максима Горького», самолет разрушается, загорается, падает и все заканчивается трагедией.

 

В 1935 г. Сергей Владимирович Ильюшин создает двухмоторный дальний бомбардировщик ДБ-3. Позже он был модифицирован и переименован в Ил-4. Это основной бомбардировщик Великой Отечественной войны. Было изготовлено около 7 тыс. самолетов.

 

 

Плащ Гастелло. По этому поводу есть небольшая история.

 

Летчик Воробьев служил вместе с Гастелло в соседнем полку, базировались на одном аэродроме, их жены дружили, жена Воробьева родом из-под Рязани. И когда их эвакуировали (приехали машины, 15 минут на сборы, похватали все что успели), жена Гастелло взяла плащ мужа и по дороге передала его жене Воробьева, чтобы та могла ребенка от холода укутывать. Воробьевы хранили этот плащ как семейную реликвию. И вот уже внук С.С. Воробьев (работает в Рязанском военном суде) передал плащ в музей. Была еще меховая подкладка, но ее поела моль.

 

В 1941 г. на Москву было совершено около 8300 самолето-вылетов, но прорвалось всего 207 самолетов, — так работала ПВО. В ответ на эти налеты принимается решение бомбить Берлин. И уже в августе 41-го на острове Эзель (самой западной на тот момент точке суши, находившейся под контролем советских войск, но уже оказавшейся в тылу у немцев) оборудуют два полевых аэродрома, на которые садятся две группировки. В ночь с 7 на 8-е августа 12 самолетов 8-й авиабригады ВВС Балтийского флота под командованием полковника Преображенского взлетают и берут курс на Берлин. Вышли, отбомбились и вернулись на базу 5 самолетов. Выполнили 4 налета. Подключаются экипажи Щелкунова и Тихонова. С аэродрома Пушкин под Ленинградом взлетают 12 самолетов (девять Пе-8 и три Як-2). Два из этих 12-ти самолетов при полете к Берлину были сбиты своими же, на Берлин выходят, бомбят и возвращаются четыре самолета, а на базу вернулось всего три машины — многие не долетели из-за отказа двигателей.

Всего было выполнено 10 бомбовых ударов и 10 человек были удостоены звания Героя. 

 

Приказ о поощрении личного состава Сталин правил своей рукой.

 

Геббельс внушил немцам, что у СССР нет авиации, никаких мер предосторожностей не предпринималось и весь Берлин беспечно светился ночными огнями. А после бомбежек, Геббельс придумал версию, что бомбили англичане.

 

 

 

5 марта 1942 г. была создана авиация дальнего действия (АДД). Все самолеты подчинили одному человеку – Александру Евгеньевичу Голованову, который был вхож к Сталину. Голованов установил такие порядки: если экипаж сбивали в тылу врага и они возвращались через линию фронта назад, то летчики шли не в лагеря фильтрационные, а напрямую к Голованову и тот решал кому в тюрьму идти, а кому дальше летать.

 

После образования АДД дальняя стала заниматься своим делом, а именно бомбардировкой важных стратегических объектов противника. Уже 18 августа первые пять отличившихся полков получают звание гвардейских.

 

Очень люблю такие фотокарточки.

 

Модель самолета Ил-4 сделана и подарена музею полковником в отставке Светловым Петром Герасимовичем в 1986 году.

 

 

Обратите внимание на внушительные числа. Статистика за время Великой Отечественной войны.

 

 

Переходим к более современным экспонатам.

 

Конусная система дозаправки в воздухе. Приемная штанга стоит на самолете, конус – на танкере. Данный конус (весит 220 кг) от заправщика М4. На Ил-78 конус совсем другой, мягкий, он втягивается, складывается в агрегат заправки как зонтик и очень удобен. А в М4 конус на 50-ти метровом шланге болтался как хотел с амплитудой 2-3 метра. Заправляться было сложно. Надо было подойти, держать носик штанги в метре от конуса, принижение на полметра и ждать когда он окажется перед носом. Только успокоился, сразу идем на контакт: чуть носик приподнял, направляешь в конус и происходит стыковка. Усилие на разрыв 1,5 тонны. Стыковка производится визуально.

 

 

Перекачка топлива производится со скоростью 2 тонны в минуту, максимум брали 30 тонн, итого время на дозаправку 15 минут. Бывали случаи когда шланги рвались, конус оставался на штанге и приходилось сажать самолет со все этим хозяйством. 

Во время дозаправки нужно держать ухо востро, поскольку с каждой тонной самолет тяжелеет и начинает отставать и чтобы не произошел расцеп на каждые пять принятых тонн, выражаясь упрощенно, нужно давать газку. На танкере висят фонари: зеленый — норма; красный – вот-вот может произойти расцеп; желтый – очень близко. Оптимально заправляться на красно-зеленом — быстрее идет перекачка.

 

Всегда идет подсветка. Ток вырабатывается обыкновенной динамомашиной. 

 

Магнитный самописец дальних бомбардировщиков, конструкция 70-х годов. Лента закольцована, время записи 30 минут.

 

Примерно так выглядит расшифровка записей бортового самописца.

 

Приборная доска и кресла самолета Ту-16.

 

Катапультное кресло.

 

 

Конечно, здесь показана малая часть экспонатов музея, но общее представление составить можно. Очень рекомендую к посещению. Контакты музея здесь, но ехать нужно только по предварительной договоренности. 

http://www.avia-ryazan.ru/index.php/kontakty-muzeya.html